Картина дня
Стало известно, о чем выпускники будут писать итоговое сочинение
Уже скоро выпускники будут писать итоговое сочинение. На какие темы им придется размышлять, выяснил наш корреспондент.
Итак, определены пять открытых направлений для тем итогового сочинения текущего учебного года. Это «Война и мир» – к 150-летию великой книги», «Надежда и отчаяние», «Добро и зло», «Гордость и смирение», «Он и она».
– Написание сочинения является обязательным условием допуска выпускников к государственной итоговой аттестации. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе заменить его на изложение, – рассказала директор регионального департамента образования Ирина Лобода. – В рамках открытых направлений разрабатывают конкретные темы итогового сочинения, подбирают тексты изложений. Их доставляют в органы управления образованием на местах в день написания работ.
В свою очередь «Северный край» попросил ярославских школьных учителей поделиться своим мнением по поводу озвученных направлений.
Анна Тришина-Гиляревская, учитель русского языка и литературы губернской гимназии им. Святителя Игнатия Брянчанинова, г. Ярославль:
Сочинение как допуск к экзаменам нужно обязательно, поскольку наши дети (конечно, не все, но многие), если мы их не будем шпынять и заставлять создавать собственные тексты, совершенно отучаться думать! Извилины заржавеют просто от бесконечного списывания и расставления крестиков в тестах. А темы как темы, точнее, области-направления, в которых нужно готовиться. Рада видеть тему «Гордость и смирение», надеюсь, что найдутся ребята, которых заинтересует этот вопрос, и они будут искать решение дилеммы «Гордость или все-таки смирение» не только в романе известной английской писательницы (Дж. Остин «Гордость и предубеждение»)… Все чаще молодые люди гораздо больше увлекаются зарубежной литературой, при этом игнорируя опыт отечественной классики.
Тема «Он и она» совершенно для меня загадочна, непонятно, что могут предложить на экзамен, в какую сторону развернут вопрос. А вообще чтобы достойно написать сочинение, надо просто читать базовые произведения, размышлять над ними (собственно, сформироваться как активный читатель), освоить курс грамматики русского языка… и никаких проблем не будет!
Ирина Новикова, учитель русского языка и литературы средней общеобразовательной школы №2, г. Гаврилов-Ям:
Самое неприятное в направлениях итогового сочинения – то, что комментарий по каждому из них еще не дан. А осталось два месяца! Готовить детей надо. Думаю, большинство учителей будут ориентировать учеников на такие направления: «Добро и зло», «Он и она»,«Надежда и отчаяние».
«Гордость и смирение» – сами понятия очень сложные для детей даже 11 класса. Вы сможете за время экзамена ответить на вопрос «Чем отличается гордость от гордыни?»… Для детей непросто! Вот по направлению «Добро и зло» многие будут писать. Примерные темы найти можно уже сейчас: «Что такое доброта?», «Чем доброта отличается от милосердия?», «Почему человек должен быть добрым?» И так далее.
Пока темы сочинений по каждому направлению приходится додумывать. Например, «Он и она» – это темы о любви между мужчиной и женщиной? А вот я могу предположить – это тема экологии, например. Он – человек, она – природа, планета Земля.
Светлана Родионова, учитель русского языка и литературы средней общеобразовательной школы №2, г. Гаврилов-Ям:
«Война и мир» – хорошее произведение. Если бы дети его прочитали и проанализировали, то у них были бы аргументы и на все предложенные направления. Но, увы, молодежь очень мало читает и осилить 4 тома для них практически невозможно.
Надеемся, что в направлении «Он и она» составители предполагают взаимоотношения мужчины и женщины. А если конкретнее, любовь между ними. Для многих одиннадцатиклассников это актуальная тема. Думаю, что они готовы на нее порассуждать. Хорошее направление «Добро и зло»! Об этом говорим на всех уроках литературы. Хотелось бы как можно скорее увидеть комментарии к направлениям на сайте ФИПИ, а не додумывать самим, что же подразумевают составители тем!