«Все автобусы выйдут в рейс»: диспетчер «Транспорта Ярославии» рассказала о том, чего не видят пассажиры — СОРОКА
Подписывайтесь:
В ярославских Дубках больше не будут выращивать огурцыМаскировочные сети и помощь бойцам: депутаты отправили посылки на СВОВ центре Ярославля устанавливают керамические адресные табличкиВ Ярославской области в авариях с выездом на встречку погибли 36 человекЯрославцы вернули в оборот более 1,4 млн рублей мелочиИнцидент с ножом в общежитии Борисоглебского колледжа изучает полицияВ Ярославле автобусный маршрут на Пятерке достался местному перевозчикуАварии с пешеходами на дорогах Ярославской области унесли 30 жизнейВ Ярославле брагинцы требуют не закрывать проход через Дворец пионеровВ Ярославле усилится ветер и придут морозыВ Ярославле лидером ноябрьского роста цен стал борщевой наборНа территорию ярославской школы проник мужчина с оружиемПрокурор поручил проверить фантомное питание ярославских детейПрокурор района выехал на место взрыва котла в Гаврилов-ЯмеВ Гаврилов-Яме при взрыве котла отопления погиб хозяин магазина

Общество

«Все автобусы выйдут в рейс»: диспетчер «Транспорта Ярославии» рассказала о том, чего не видят пассажиры

Опубликовано:

от

20 ноября в России отмечают День работника транспорта. В круглосуточном режиме диспетчеры автотранспортных предприятий внимательно контролируют работу всех автобусных маршрутов Ярославля и Ярославского района. Они следят за выполнением расписания, отвечают на вопросы пассажиров и помогают водителям в случае нештатных ситуаций. Мы поговорили с диспетчером “Транспорта Ярославии” Верой Алексеевной Широковой. Доброжелательная и энергичная женщина рассказала, как организована работа на предприятии, какие взаимоотношения у диспетчеров с водителями и как они справляются с нестандартными ситуациями.

Вера Алексеевна, расскажите, как давно Вы работаете диспетчером и почему выбрали эту профессию? Помните свой первый рабочий день и как он прошел? 

Я работаю диспетчером уже почти 43 года — с 17 апреля 1981 года. Поначалу не задумывалась о профессии диспетчера. Пришла только потому, что график устраивал, а у меня на тот момент была маленькая доченька. Но с первого дня втянулась в работу и даже полюбила. До этого я работала на заводе, и там был довольно сухой контакт со станочниками, а на новой работе оказался очень дружный коллектив.

Прекрасно помню свой первый рабочий день и первого наставника Тамару Дмитриевну, она была очень обаятельным и добрым человеком. Конечно, было попроще в плане технических вопросов, компьютеров тогда не было. Выдал, оформил, сдал — и готово. Но отношение диспетчера с водителями меня прям шокировано. Я сижу и думаю, их так много, а диспетчер про всех все знает. Она знает не только его имя, но и его семью, его характер,  она знает все его закидоны… В общем, я сидела с широко открытыми глазами и с восторгом наблюдала за ее работой. Был такой приятный шок от того, что вокруг огромный водительский коллектив, который оставил о себе только добрые впечатления и воспоминания.

Вы уже столько лет в транспортной сфере. Не было ли желания самой сесть за руль автобуса? 

А вот это интересный вопрос. Когда у нас работали только мужчины-водители, то желания не было. Но когда пришли девчонки, они у меня вызвали восхищение. Надо же, какие молодцы! Смотрю я на девушку-водителя и думаю: она такая красотка, хрупкая, но при этом сильная, умело управляет такой махиной. Молодцы девчонки, доказали они мужчинам, что не хуже управляются с техникой. Считаю, что наш транспорт долго этого ждал, чтобы пришли красивые, обаятельные, умные девочки и наравне с мужчинами водили автобусы, а, иной раз даже аккуратнее.

Но сама я не смогла стать водителем, хотя желание было. Во-первых, возраст, а потом уже не до этого было… Я в совершенстве освоила только велосипед. Он до сих пор мой друг и помощник во всех делах. Езжу на нем с марта и до самого ноября. А за руль, к сожалению, уже никак. Ах, вот если бы вернуться назад лет на пятьдесят, я бы обязательно выучилась на водителя автобуса и рассекала бы по нашему Ярославлю.

Поговорим подробнее о вашей работе. По какому графику вы трудитесь? Как организован ваш рабочий день?

График у меня очень удобный — сутки работаю, трое отдыхаю. Когда возникает необходимость, могу его немного передвинуть. Рабочий день организован так: прихожу утром и принимаю смену. Меня быстренько вводят в курс дела, что произошло за ночь и за утренний выпуск. Далее я целый день мониторю ситуацию, жду звонки о каких-либо происшествиях на линии, возможных сбоях. Но мы, конечно, стараемся не допускать сбоев, а если что-то случилось, то как можно быстрее исправляем. У нас постоянная связь с операторами через компьютер, а в экстренных случаях — по телефону. С водителями мы в основном на телефоне.

После обеда у нас начинается вечерний выпуск: выдаем водителям путевочки, обеспечиваем необходимым пакетом документов. Выпускаем вечернюю смену и далее мониторим работу на линии. Потом начинают возвращаться “пиковые”, то есть водители, которые работают с 6:00 до 20:00. И все по новой — путевки, документы… все проверяем и контролируем. В 2 часа ночи уже начинаем подготовку документации на утренний выпуск. Водители приходят часа в 4, а то и раньше — в 3.30 или 3.40. Проверяем у них  водительское удостоверение, выдаем путевые листы, маршрутное расписание, маршрутную карту. Далее контролируем работу водителя, следим, выехал он или нет, задержался или нет. При необходимости, помогаем.

К восьми часам завершаем утренний выпуск и подводим итоги. Все это у нас происходит в содействии с операторами Единой диспетчерской службы. Докладываем руководству о выпуске и происшествиях, если были. То есть 24 на 7 мы на связи с нашими непосредственными руководителями — отделом организации перевозок. В 9 часов передаем смену следующему диспетчеру, и он начинает опять все по кругу.

Заработная плата устраивает? 

Заработная плата устраивает. В этом плане все хорошо.

Успеваете совмещать работу и домашние дела? 

Да, стараюсь совмещать работу с домашними делами. Живу я в частном секторе, у меня свой дом, хозяйство, маленький птичник. Конечно, иной раз домашние дела приходится немного отложить. Все-таки работа на первом месте, работу не отложишь, не отодвинешь. А по дому, если сегодня что-то не успею сделать, то могу завтра. Но самые основные дела всегда успеваю.

Что входит в обязанности диспетчера? 

Мы организуем транспортную работу для обеспечения своевременного исполнения расписания на маршрутах. Главное — не срывать рейсы. В случае чего, стараемся оперативно предоставить резервные автобусы. Также мы проверяем у водителей удостоверение, проводим инструктаж перед выходом в рейс. Постоянно взаимодействуем с центром Единой диспетчерской службы. С пассажирами тоже постоянно на связи, стараемся корректно отвечать на вопросы. В случае возникновения чрезвычайных ситуаций, сообщаем своему руководству и составляем диспетчерские ведомости по пропущенным рейсам. По окончании выпуска обязательно отмечаем в нарядах выходы водителей. Все фиксируем — горючее, спидометры, километраж. Провожаем домой завершивших смену водителей и с удовольствием ждем новую смену.

Сколько диспетчеров в штате?

В штате 12 диспетчеров. У нас 3 колонны, и в каждой по 4 диспетчера, которые работают сутки через трое.

Как изменилась Ваша работа после модернизации транспорта? 

Конечно, плюсов много. Прежде всего, у нас заметно сократилось число поломок. Раньше сходы были постоянно, с самого утра. Автотранспорт часто ломался. Сейчас такие случаи тоже происходят, но заметно реже. Так что наша работа в этом отношении облегчилась. Автобусы новенькие, ходят хорошо по городу. Бывает ломаются, но заметно-заметно меньше.

Самый большой плюс в работе – это наш замечательный коллектив. Мой сын раньше здесь работал и до сих пор с большой теплотой вспоминает коллег, говорит, что нигде такого не встречал. Да, у нас очень добрые человеческие отношения, есть некое чувство коллективизма. И раньше в ПАТП-1 так было, и сейчас в «Транспорте Ярославии» также. Коллектив у нас на 100% отличный, даже на 110%! С руководством нам тоже повезло. Отдел организации перевозок с нами на связи 24 на 7. В любую секунду могу им позвонить с любой проблемой, они всегда готовы помочь.

И еще важный плюс — это надежность. Иной раз я встречаюсь с водителями, которые у нас раньше в ПАТП-1 работали, и теперь думают, перейти или не перейти к новому перевозчику. И я всем говорю: «А что ты думаешь? Ты знаешь, как у нас надежно? Руководство о нас заботится, все свои слова держит». Представляете, когда Анатолий Анатольевич Румянцев (прим. генеральный директор “Транспорта Ярославии”) только заступил на должность, он сказал, что у нас будет кофе-машина в диспетчерской. И у нас действительно стоит кофе-машина в диспетчерской! Я иду на работу из дома и не думаю, какую баночку-скляночку с собой взять. Утречком, за 5 минут до выпуска, у меня отменный вкусный кофе. Так что руководителей своих мы уважаем. Правда, Анатолий Анатольевич человек слова. Сейчас нам, кстати, делают новое помещение. Временно мы сидим немного кучно, но скоро ждем новоселье — у нас будут прекрасные кабинеты.

У вас в коллективе больше молодежи или взрослых сотрудников? 

У нас коллектив, грубо говоря, разношерстный. Есть совсем молоденькая девочка, Дарья, ей 19 лет, и она уже на 100% профессиональный диспетчер. Есть три женщины среднего возраста. Так что девочки у нас в коллективе разного возраста, от девятнадцати до шестидесяти лет. Мы с удовольствием всех принимаем — и пожилых, и молодежь.

Обучаете новичков? 

Обязательно. С удовольствием! Ведь и нас обучали в свое время. Я с теплотой вспоминаю своего наставника Тамару Дмитриевну, каждое ее словечко помню. Такой доброжелательный человек, такой отзывчивый, но при этом строгий. Так и я с удовольствием новичков обучаю. Я вот что скажу: мы принимаем новичков так же, как сами себя бы приняли. Так что, милости просим.

Как Вы считаете, какими знаниями и навыками должен обладать диспетчер автомобильного транспорта?

Важно знать маршрутную сеть города и хоть немного разбираться в техническом устройстве автобуса. Но в первую очередь необходимы доброжелательность, стрессоустойчивость и терпение. Это очень важно. Когда заканчивается терпение, у нас наступает так называемая фаза выносливости. Для диспетчера важно быть стрессоустойчивым, потому что каждый звонок — это своего рода стресс. Может, автобус сломался, у водители что-то случилось, пассажиру плохо стало — все это пропускаешь через себя.

Важно уметь разговаривать и успокаивать, иной раз где-то стерпеть. Бывает, приходит водитель, смотрю, он чем-то недоволен. А ведь диспетчер — это самое первое звено, с которым он в этот день взаимодействует. Допустим, отвечу я ему грубо, а он потом весь день будет кататься с этой капелькой негатива в душе, которую я ему плеснула. Поэтому я девочкам-диспетчерам всегда говорю, что нужно уметь себя сдерживать. Надо уважать водителей, пассажиров и себя, ко всем относиться с терпением.

Можете назвать главные плюсы и сложности вашей профессии?

Главный плюс — это общение и еще раз общение. На работе у меня постоянная тренировка мозгов, так что на кроссвордах экономлю. Я всегда в гуще событий, нет такого, чтобы сидела, сложа ручки. Я точно знаю, если пришла на работу, значит целый день буду занята. Ну а сложности, они все преодолимы. Мне нравится фраза: “Работай так, будто помочь тебе некому”. Вот мы и стараемся все преодолевать. Сложности бывают, когда пригородные автобусы ломаются, но это сейчас происходит очень редко, потому что парк новый. Также большой плюс, что у нас современная система, в которой мы работаем. Вся информация хранится в компьютере. Не так, как раньше было — на листочке. Так что, на мой взгляд, все сложности преодолимы. Терпение и труд являются основной формой успеха. Мне хватает и терпения, и труда.

А бывали у вас нестандартные ситуации? 

Бывали. Вот недавно энергетики обесточили наш район города — Красноперекопский. На часах 3:49, и у нас вырубается электричество, а на улице в этом время темно. Как раз пришли водители на смену, стоят в очереди. Мы быстро нашли какие-то свечки, фонарики, плюс водители нам подсвечивали мобильными телефонами. Вот это была нестандартная ситуация. Практически на ощупь работали, но все-такие вышли из положения.

А однажды перед утренним выпуском возникла проблема с интернетом. Распечатываем путевочки на следующий день, хлоп, нет интернета ни у нас, ни в Москве. И мы за полтора часа 250 путевок выписали от руки. Но самое интересное, что за 11 минут до выпуска у нас появился интернет, заработала связь. Конечно, мы сразу распечатали все как положено. И теперь эти путевки у нас хранятся как память. Так сказать, проверили себя. Теперь знаем, что бы ни случилось, наша диспетчерская служба не забуксует, выпуск не сорвем, все автобусы выйдут в рейс.

Ваша любимая фраза о работе?

Мое отношение к работе выражено этими фразами: «счастье — это когда утром очень хочется идти на работу, а вечером очень хочется идти домой» и «работа — наш второй дом». Иной раз, когда дома дела не очень, придешь на работу и забудешь это. И в то же время, если на работе что-то не ладится, придешь домой и отвлечешься от всего. Я считаю, когда вы чего-то очень хотите, то в силу вступает закон притяжения. Например, если я хочу, чтобы день прошел гладко, то у меня все ладится.

Скажите, с кем из коллег советуетесь по сложным вопросам? 

В первую очередь советуюсь со своими непосредственными руководителями. Если что-то серьезное произошло, я с ними обмозговываю. А так, чисто в процессе работы, мы в коллективе друг другу помогаем. Ну что греха таить, мне 68 лет, я иногда с компьютером не дружу. Молодые девочки мне всегда подскажут, а я в свою очередь им помогаю с высоты своего опыта. Так что у нас взаимовыручка, и нет никакого соперничества или конкуренции.

Чем занимаетесь в свободное время? Есть у вас хобби? 

Свободного времени у меня мало. Знаете, некоторые бабушки говорят: “Ой, как скучно, заняться нечем”. Я пока еще не дошла до этого, слава богу. Я ремонт в доме делаю своими силами, в огороде работаю, плюс у меня курочки и петушки. Начиная с апреля, появляются цыплятки. А еще у меня четверо внуков — две внучки и два внука. Так что я многодетная бабушка. Но не так много времени внукам уделяю, как хотелось бы, в силу того что занята остальными домашними делами.

Когда появляется много свободного времени, люблю почитать. Обожаю смотреть концерты в интернете, врубаю на весь дом романсы Малинина, вот это кайф! Так что я не скучаю. Всем хочу сказать: не бойтесь взрослеть. И во взрослом возрасте можно интересно проводить время как дома, так и на работе. Ну и на велосипеде рассекаю, даже не знаю, как бы я жила без него. Может, у меня ножки не ходили бы, и спинка не гнулась бы, а так я прыгучая-лазучая, как обезьянка.

Как вы отметили День работника транспорта? И скажите несколько слов коллегам к празднику. 

В этот день у меня как раз выпал выходной. Праздник отметила концертом Малинина. Мне очень хочется поздравить весь дружный коллектив «Транспорта Ярославии» и пожелать всем успехов на работе! Поменьше конфликтных ситуаций с водителями и пассажирами. Конечно же, желаю все здоровья, доброго семейного очага и долгих-долгих лет жизни. Пусть жизнь вас радует так же, как меня, до самого-самого заката. Будьте счастливы!

 

 

Реклама

Мы в Telegram

© 2019—2024 Сетевое издание «СОРОКАНЬЮЗ» (18+)
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17.02.23 года.
Регистрационный номер Эл № ФС77-84744. Главный редактор: Демидова О.В. Учредитель: ООО «Омега».

При цитировании материалов гиперссылка на www.soroka-news.ru обязательна!
Адрес: 150046, г. Ярославль, ул. Титова, д. 21
+7 (903) 824-95-90, e-mail: news-soroka@yandex.ru

 

 

Будьте в курсе главных событий! Подпишитесь на наш Telegram-канал и получайте свежие новости первыми.

 

Он будет закрыт в 20 секунд

HTML Snippets Powered By : XYZScripts.com