Картина дня
«Мовиста»: разбираемся, что это такое, и зачем Ярославлю концессионное соглашение

Депутаты профильных комитетов Ярославской облдумы одобрили концессию по развитию трамвайного сообщения в Ярославле.Региональное правительство заключило соглашение с ООО «Мовиста регионы Ярославль. Компания займется модернизацией трамвайного парка. Планы долгосрочные, из бюджета в рамках концессии в течение 20 лет будет выплачено почти 55 млрд рублей.Компания появилась меньше года назад, ее учредитель — ООО «Мовиста регионы». Кроме Ярославле, в ее планах повысить уровень транспортного обслуживания, например, в Курске и Верхней Пышме, а еще на Урале — в Перми и в Сибири — в Красноярске.
В Сибири идею встретили благосклонно и буквально на пальцах объяснили местным жителям, что такое концессионный договор. Участвуют в нем частный инвестор и муниципалитет или государственное предприятие. Как правило, такие соглашения заключают департаменты мэрии. Проводится открытый конкурс, и частный инвестор обязуется создать или переделать имущество, которое обычно принадлежит городу или государству. Владелец имущества должен предоставить компании право пользования на срок, который прописан в документе.
«Мовиста регионы Ярославль», по концессионному соглашению, купит имущество «ЯрГЭТ». В ближайший планах (на 2 года) — проектирование и строительство 45,3 км трамвайных путей, депо, диспетчерского центра, яговых подстанций, закупка 47 современных вагонов.
Также в рамках концессионного соглашения будут реконструированы трамвайные путепроводы (адреса — Республиканский проезд и улица Выставочная). Когда соглашение прекратит свое действие (случится это через 20 лет), все имущество перейдет городу.
Работы будут проводится в основном на кредитные средства, выделенные ВЭБ.РФ, на первом этапе концессии. Важно, что договоренность — максимально прозрачная. Оперировать будут в основном кредитными средствам, это почти 20 млрд рублей.
Областной бюджет заплатит концессионеру инвестиционный платеж в сумме 24,05 млрд рублей. Итого за 20 лет концессии бюджет Ярославской области выплатит ООО «Мовиста регионы Ярославль» 54,15 млрд руб.
Депутаты региона концессионное соглашение оценили по-разному. Депутатам от КПРФ, например, схема показалась непрозрачной. Там считают, что была возможность заключить прямой договор с кредиторами, а выбранный формат во многом предполагает приобретение «кота в мешке», тем более на такой длительный срок. К тому же, по их мнению, сильно возрастает нагрузка на региональный бюджет, да и в грантовой поддержке от федерального центра еще предстоит досконально разобраться.
Сам проект — конечно, дорогостоящий, приводят свои аргументы депутаты от «Единой России», но игра стоит свеч. Концессионный вариант — шанс для Ярославля полностью заменить подвижной состав и поднять транспортную доступность в пределах города на новый уровень.
Жители Ярославля, впрочем, испытывают опасения преимущественно финансового характера. Им не понятно, почему город вступает в столь длительные кредитные обязательства, и хотят подробных разъяснений от власти.
Фото: пресс-служба мэрии Ярославля.
Источник: ГОРОД
