Картина дня
Секреты Толгского подворья. О чем свидетельствуют артефакты, найденные археологами в центре Ярославля
Попытки выяснить причину разрушения здания в самом центре Ярославля привели к археологическим находкам.
Были обнаружены фортификационные сооружения XI века, корсунский крест, фрагменты кольца и браслетов из стекла, золотоордынской чаши и древней амфоры XIII – XIV веков. Находки позволяют археологам говорить о статусности Ярославля и его обитателей, о торговых и культурных отношениях жителей с другими странами.
Ров под фундаментом
Дом №7 на площади Челюскинцев был построен в 1808 году и не привычен для застройки Ярославля XIX столетия. Новый тип фасада отражал все модные столичные веяния. Центральный портик с пилястрами и фронтоном, отсутствие привычных наличников… Здание принадлежало Толгскому мужскому монастырю. Не так давно памятник регионального значения вновь вернули церкви.
– Здание находится в крайне аварийном состоянии. По фасаду идут вертикальные и горизонтальные трещины, явно заметно отклонение по вертикали, – рассказывает директор областного департамента охраны объектов культурного наследия Александр Филяев. – Проектной организации дали задание проработать проект противоаварийных работ и обследовать несущие и ограждающие конструкции.
Поскольку здание находится в историческом центре Ярославля, любая работа с фундаментом требует археологических исследований. Так что к ним привлекли Институт археологии РАН. Рабочие сделали 12 шурфов по периметру здания, археологи сантиметр за сантиметром исследовали землю.
– Благодаря совместной работе археологов и реставраторов мы нашли ответ на вопрос: почему здание находится в таком сложном техническом состоянии, в отличие от рядом стоящих построек начала XIX века, – делится Александр Евгеньевич.
Ответ был скрыт на глубине четырех метров. В XI веке на месте, где стоит дом №7, находились… фортификационные сооружения! Шестиметровый ров и вал были построены еще во времена Ярослава Мудрого. Но с течением времени город расширялся. Примерно в XIII веке сооружения потеряли свою актуальность. Ров засыпали строительным и бытовым мусором, затем сверху появилась деревянная мостовая. Этот слой оказался подвижным и насыщенным грунтовыми водами, что сделало его неустойчивым основанием для фундамента здания.
Чтобы предотвратить дальнейшее разрушение, здание по периметру стянули металлическими тросами. Мера временная, но позволит сохранить его до начала основных реставрационных работ. К ним приступят после разработки проекта.
– В его основу лягут данные, которые мы получили сейчас при изучении шурфов. Проектировщикам предстоит предусмотреть усиление фундамента дома, изоляцию его от влагонасыщенного слоя и представить инженерные технические решения, – поясняет Александр Филяев. – Только после того как фундамент укрепят, можно будет восстанавливать стены и кровлю.
Деревянная ложка и стеклянные браслеты
Не было бы счастья, да несчастье помогло. В случае с работами археологов на площади Челюскинцев вышло именно так. Из шурфов удалось извлечь интересный материал, который раскрыл быт жителей Ярославля начиная с XIII века.
– Даже по небольшим остаткам артефактов можно воссоздать жизнь средневекового человека. Вот, например, интересный предмет – небольшой сланцевый крест. По месту своего производства – Корсуни – он известен как корсунский крест. На нем видна аккуратная дырочка, в которую продевался шнурок для ношения. Так что можно говорить, что это нательный крестик. По многочисленным аналогиям мы его датировали XIV веком, – рассказывает куратор работ, заместитель директора Института археологии РАН Ася Энговатова.
Интересная и совершенно не типичная находка – обломок золотоордынской чаши второй половины XIV века. На нем отчетливо видны два слоя, из которых состояло изделие: керамика и расплавленное стекло. По словам археологов, именно в это время началось производство подобных поливных богатых чаш в Золотой Орде. В Ярославле, судя по всему, чаша использовалась недолго, она была разбита и выброшена. Один из осколков попал в культурный слой, который изучали археологи.
– По такому небольшому кусочку мы можем уверенно говорить о том, что дорогая импортная чаша была в употреблении в одном из домохозяйств, расположенных в самом центре Ярославля. А значит, и делать выводы о торговых и культурных связях того времени, статусе этого участка города. Люди, проживавшие тут, могли позволить себе пользоваться подобными предметами, – удивляет Алексей Фатьков, младший научный сотрудник отдела сохранения исторического наследия Института археологии РАН.
Среди находок: каменные напильники, грузило, железные пряжки, набойки для каблуков, замок, фрагмент глиняной игрушки, куски кожаной обуви и стелек, даже кусок войлока.
Удалось пролить свет во время раскопок и на ювелирную моду того времени. В шурфах нашли осколки стеклянных браслетов домонгольского периода. Подобные украшения массово производились в Византии, Киеве и других южных городах вплоть до конца XIII века. И судя по тому, что фрагментов найдено много, браслеты были популярным украшением у жительниц Ярославля.
В нижних обводненных слоях древнего рва нашли прекрасно сохранившиеся дерево, кожу и кости. Уникальной стала находка целой деревянной ложки. Вода, разрушающая основание здания, стала для нее прекрасным консервантом. Ее отличная сохранность позволяет представить, какими ложками пользовались горожане 700 лет назад.
Крышка как продолжение истории
Среди находок фрагменты керамических изделий. В основном археологи датируют свои находки XIII веком, что проливает свет на то, какой была жизнь после нашествия Бату-хана в 1238 году.
Летописные метафоры говорили о нашествии татаро-монголов: «Город утонул в крови». Археологические изыскания 2005 года, проводившиеся перед строительством нового Успенского собора, позволили найти массовые могилы того периода. По примерным подсчетам, во время раскопок нашли останки порядка 500 человек: стариков, мужчин, женщин и детей. А генетическая экспертиза показала, что погибали целыми семьями.
Долгое время считалось, что нашествие Бату-хана нанесло большой удар по экономике и политике древних городов. И жизнь вошла в привычное русло лишь спустя длительное время. Но новые находки говорят о том, что на эти места люди вернулись уже спустя несколько лет после трагедии, вновь возродились ремесла и прежний уклад жизни.
– Вот интересные фрагменты крышек. К сожалению, отсутствует полный профиль, но мы можем реконструировать его. В Ярославле были распространены крышки с поднятыми краями. Это чисто ярославская форма, делалась она для того, чтобы крышка более глубоко входила в горловину сосуда, а приподнятый край закупоривал горлышко полностью. Это позволяло подогревать и варить пищу более продуктивно, – объясняет научный сотрудник отдела сохранения культурного наследия Института археологии РАН Елизавета Кадиева.
Большая часть найденных осколков – местного производства. Что говорит о том, что ремесленники трудились в городе. В глину они добавляли различные примеси: толченый кварц, гранит, крупнозернистый песок. Использовали и свои орнаменты. Палочкой с острым концом проводили по полуподсохшей глине линии, волны с различным давлением.
Удалось найти археологам и любопытные детали. Так, в одном из шурфов обнаружен фрагмент краснолощеной керамики, предположительно из Волжской Булгарии. Он датируется XIV веком. А также найден обломок амфоры XIII века, в которой могли привезти вино или зерно.
После описи и реставрации всех находок их планируют передать в Ярославский музей-заповедник. Так что его коллекция уже скоро пополнится новыми экспонатами.